На главную страницу

Кадисов Е.М.

Injuria mundi. (лат. несправедливость мироустройства)

Есть мнение, что мир устроен несправедливо. Можно приводить бесчисленные примеры несправедливости мирового порядка. Так, заяц, с большим трудом убежавший от волка, очевидно, мог бы с этим согласиться. С ним согласился бы и волк, добавив, что ему приходится питаться лишь больными и слабыми зайцами, что, по его мнению, конечно же, несправедливо.

Мнение о несправедливости мирового порядка вполне может оспариваться. Так, соглашаясь с тем, что волкам удаётся лакомиться лишь больными и слабыми зайцами, они скажут, что это справедливо, так как в результате заячий вид очищается от больных зайцев и укрепляется, избавляясь от слабых.

Мнение о несправедливости мирового порядка может оспариваться и с другой стороны. Это, дескать, кажущаяся несправедливость, поскольку она, всего-навсего, есть результат межвидовой борьбы. Борьбы, без которой не было бы сколько-нибудь развитых видов жизни.

Только некоторые виды терпят ещё и внутривидовую борьбу. Среди видов, в которых внутривидовая борьба процветает особенно выделяется "венец творения" - "homo sapiens".

Вот и перейдём теперь к виду "homo sapiens". Можно заметить, что понятие "справедливость" становится ещё менее универсальным. Дробится и почти теряет смысл. В знаменитом лозунге Французской Революции "Свобода, Равенство и Братство" на первом месте должна была бы стоять именно "Справедливость", но, об этом авторам лозунга не случайно не удалось договориться.

При встрече законопослушного индивида с преступником или даже просто с хулиганом, преимущество не на стороне законопослушного. В споре правдоискателя со лжецом, шансы последнего предпочтительнее.

К власти скорее придёт тот, кто склонен ею злоупотребить. Распространение дальнодействующих средств связи привело к появлению тоталитарных режимов, поскольку первыми смогли ими воспользоваться самые худшие из людей. Сталин, например, победил своих друзей-товарищей, подслушав разговоры их между собой. Они, разговаривая по «вертушке», были уверены, что теперь-то невозможно подслушивание и они могут быть совершенно откровенны.

Девушка скорее поверит совратителю, чем тому, кто её любит. Тот, кто её любит, зачастую управляется скорее чувством, чем интеллектом. Совратитель более «естественно», чем сам влюблённый, сыграет его роль. Ребёнок, который решил, что он уже кое-что понимает в жизни, скорее поверит соседским сверстникам, чем родителям. Можно приводить множество примеров в таком роде.

Общества балансируют между слишком сильным вмешательством государства в экономику и слишком слабым. В первом случае помощь слабым возлагается на государственные органы, а во втором случае общество само помогает слабым. Обе крайности чреваты несправедливостями того или иного рода. При одной крайности слишком много людей готовы ничего не делать, но пользоваться благотворительностью, а при другой крайности слишком много людей, действительно неспособных трудиться, оказываются на грани нищеты. В первом случае слишком много благ «прилипает» к рукам чиновников, которые стоят на раздаче благ, а при другой крайности слишком мало людей озабочены нуждами слабых.

Врач находится в постоянном конфликте интересов. Чем скорее выздоровеет больной тем меньше заработает врач. Более того, ни отдельные врачи, ни медицина в целом, не заинтересованы в широкой пропаганде действительно правильного питания и, особенно, регулярного потребления витаминов, поскольку тогда роль медицины сузится до хирургического вмешательства или констатации смерти в результате несчастных случаев. Потому, нечего удивляться, что министерство здравоохранения не занимается по настоящему охранением здоровья населения страны, ведь его бюджет зависит от совокупного бюджета медицины.

По справедливости, необходима такая реформа министерства здравоохранения, в результате которой должны измениться его приоритеты. Не снимая с него заботы о всё более эффективном лечении больных, приоритетом должны стать предупреждение и предотвращение болезней.

Можно вспомнить о клятве Гиппократа, но она, если и работала на благо больного, то только тогда, когда врач верил в то, что за нарушение клятвы его обязательно покарают боги. Здесь ещё один вид несправедливости. В реальности несоблюдающий клятву Гиппократа не только не наказывается, но и зарабатывает больше.

Если обратиться к ООН, международной организации, созданной для "поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами", то, что мы видим.

ООН смогла, например, защитить Южную Корею только потому, что руководство СССР проявило недальновидное высокомерие. Когда в ООН решался вопрос о защите этой страны, советская делегация могла воспользоваться правом "Вето", но проигнорировала заседание.

Теперь, когда рухнули самые опасные из тоталитарных систем, а поездки на большие расстояния перестали быть привилегией богатых, появились новые возможности для успешной деятельности террористов. Требуется найти баланс между справедливым отношением к переселенцам и устойчивостью богатых демократических обществ, которые могут рухнуть под натиском нового переселения народов.

Когда пользование средствами связи перестало быть привилегией богатых и власть имущих, опять-таки требуется найти новое равновесие между свободой и безопасностью.

Представляется, что те, кто придумал, будто верующий должен исповедоваться не непосредственно перед Вседержителем, а в присутствии посредника, имел в виду несправедливую - корыстную цель. И "тайна исповеди" есть инструмент для обмана исповедующегося. Так Овод из романа Э.Л. Войнич, надеясь на тайну исповеди, выдал товарищей - подпольщиков. А отец Фёдор из "12 стульев" Ильфа и Петрова охотится за бриллиантами, о которых узнал из исповеди. Уверен, что эти случаи не просто выдумка писателей.

Овод у Э.Л. Войнич, узнав, что Бог не покарал священника, нарушившего тайну исповеди, был потрясён и стал атеистом, едким журналистом и революционером-террористом. Теперь, когда известно, что все священники в СССР с некоторых пор стали клятвопреступниками, нет ни следа потрясений. Чего стоит вера в Бога теперешних воцерковлённых?

Одни считают, что богатство должно быть поделено по справедливости - поровну. Другие считают, что несправедливо одинаково оценивать труд учёного и неграмотного, того, кому приходится напрягать мышцы и того, кто работает за письменным столом или компьютерным столиком.

Какова справедливая доля, которую должен получить тот, кто организует работу коллектива работников и руководит ими. Какова справедливая доля того, кто организует и руководит группой руководителей.

"Но правды нет и выше", как сказал пушкинский Сальери Моцарту. Вера во всемогущего и справедливого Христа, Яхве или Аллаха приводила и ещё продолжает приводить к множеству жертв в борьбе с теми, кто верит не в того создателя Вселенной или проявляет эту веру не так, как следует.

Поднимемся теперь на самый верх. Известно, что даже кратковременная ядерная война между достаточно сильными государствами вызовет «ядерную зиму», в результате которой человечество прекратит существование. Мы видим, что разрушительной войны между Западом и советской империей, войны, которая могла привести к гибели человечества, удалось избежать почти что чудом.

Что мы видим теперь? Теперь, когда более нет двух полюсов, равновесие между которыми, возможно, предотвратило такую «ядерную зиму», ситуация становится ещё хуже. Независимых сторон, которые потенциально будут иметь оружие колоссальной силы, будет столько, что вероятность договориться им между собой станет исчезающе малой.

Итак, мир полон несправедливостей разного масштаба. Если ограничиться человеческими отношениями, то во всём этом море несправедливости виновата человеческая природа. А кто виновен в том, что человеческая природа такова?

Если человеческая природа есть продукт её развития, иначе говоря, есть результат игры случая, то никакие молитвы не имеют смысла. Если развитие человеческой природы предопределено «свыше», то всерьёз имеет смысл одна единственная молитва.

Итак, единственная молитва ко Всемогущему, Вездесущему, Всеведущему и Справедливейшему Существу, которая имеет право на существование в нашем мире, это молитва о том, чтобы на Земле утвердилась Божественная Справедливость, (как говорили прежде «Божеская Правда») иначе говоря, чтобы природа Человека стала лучше. Иная молитва будет лишь о том, чтобы мне, моим друзьям или близким стало хорошо за счёт других.

Но если есть это Всемогущее и Всеведущее Существо, то Оно и без нашей молитвы знает всё это лучше нас. Значит, либо Его нет, либо Его такое положение дел устраивает. Возможно, что правда — то, что написано в Библии, где сказано, что на седьмой день Творения Бог «почил». Ему более нет дела до нас.

Что делать? Делать, что должно, и будь, что будет.

На главную страницу