Масштаб, география и политика.
Кадисов Евгений Михайлович.
Те, кому приходилось пересекать российкую, а ещё раньше советскую границу, могли заметить, что она (граница) охраняется значительно серьёзнее любой европейской. С другой стороны, уже можно сказать веками Россия во всех своих ипостасях - как-то Российская империя, Советский Союз или теперешняя Российская Федерация - во многих, важных отношениях отстаёт от Европы. Возникает вопрос, нет ли между этими фактами ("граница на замке" и отсталость) некой внутренней связи?
Мне представляется, что первенство Европы существенно определяется тем, что её становление пришлось на время её раздробленности. Становление государств зависит от многих факторов, но здесь я хотел бы рассмотреть тот фактор, который мне представляется одним из важнейших.
Этот фактор связан с гипотезой, которую можно назвать политической геометрией. Если иначе сформулировать его: как масштаб страны влияет на политику.
На первый взгляд, чем больше страна, тем длиннее её граница, и, следовательно, тем труднее её защищать. Но, оказывается, это только на первый взгляд.
На самом деле простые геометрические соображения показывают обратное. Чем больше страна, тем относительно меньше ресурсов требуется для охраны её границы. Длина границы пропорциональна линейным размерам страны, а территория пропорциональна квадрату линейных размеров.
Для примера представим себе некоторое государство, графство или королевство. Разделим это государство на четыре части. Население каждой части уменьшилось в 4 раза, а длина границы каждого государства уменьшилась примерно в 2 раза. При сохранении той же плотности пограничников, относительное их количество возрастает примерно в два раза.
Другой фактор, связанный с размерами государства, следующий. Правительство большой страны может отправлять срочных солдат служить дальше от их "малой родины". В случае какого либо недовольства уменьшается вероятность того, что солдаты будут сочувствовать окружающему их населению.
Однажды я оказался свидетелем такого конфликта. Я не знаю, из-за чего он возник, но видел его окончание. Я, тогда ещё студент МИФИ, шёл по своей Мясницкой по напралению к центру и увидел в одном из переулков драку. Когда я достаточно приблизился, я увидел, что толпа избивает солдата. Вскоре солдат лежал почти бездыханный.
Но ведь, если солдат не сочувствует окружающему его населению, у него исчезает мотивация быть защитником населения. Что полезно для укрепления власти, то вредно для качества войска.
Известно множестов подвигов российских и советских солдат. Но неизвестно ничего подобного подвигу Сократа. Будущий философ Сократ в бою спас жизнь будущего полководца Алкивиада, за что в конечном счёте и пострадал. Если из античного прошлого вернуться в недавние времена, то похоже, что такой цели, как сохранение, сбережение жизни солдата, не было ни у правителей ни у такой их обслуги, как "инженеры человеческих душ".
Сказанное выше о возможности выставить нужное количество пограничников, относится и к возможности выставить требуемое количество солдат. Именно количество, но не качество. Вопреки пожеланиям Суворова "побеждать не числом, но умением" российская армия (не исключение и советская - Красная) большей частью побеждала числом. Можно вспомнить и Финскую (1940) и Чеченскую войны. И, если бы не помощь Запада, поражения 1941 года привели бы к катастрофе.
Ещё один довод к тому, что у советского руководства не было цели сбережения солдат, следующий. Большинство раненых солдат советской армии погибали, не дождавшись медицинской помощи, так как хрупкие санитарки не могли или не успевали их вынести в тыл. Для сравнения в немецкой нацистской армии санитарами служили крепкие мужчины. Этим, скорее всего, и объясняется колоссальное соотношение потерь в советской и нацистской армиях.
Большая страна может позволить себе не только относительно большое количество пограничников и солдат, но и более надёжную охрану первых лиц. Большая охрана это не просто большее количество охранников. Это уже целая структура. Эта структура уже сама ищет и находит себе работу.
Перед тем, как кортеж или поезд с вождём окажется в данном месте, целое воинское подразделение занимается тем, чтобы обследовать все окружающие постройки на предмет возможности из них выстрелить в него.
Если это автомобильный кортеж, то улица на некоторое время закрывается для движения. Если это поезд, то соседние пути должны быть свободны.
О том, что происходит с поездами, идущими в противоположном направлении, я имел возможность наблюдать, когда ехал в Омск к брату и матери.
Наш поезд остановился, и через некоторое время я заметил, что поезд стоит не на станции и не на полустанке, а в чистом поле. Через некоторое время до меня дошло, что происходит нечто странное. Я спросил у проводницы, что случилось. Она движением пальцев сделала у себя "узкие глаза" и сказала, что мы "встречаем друга".
Я вспомнил, что СМИ сообщали о приезде Ким Чен Ира в Россию. Наконец я заметил, что там, где стоит наш поезд, нет обычного пути для встречных поездов. Приглядевшись внимательнее я увидел, что встречный путь есть, но он находится на расстоянии нескольких сотен метров от нас.
Через несколько часов по вагонам нашего поезда пошли люди, которые внимательно осматривали каждое купе. Ещё через некоторое время по поездной громкоговорящей сети мы услышали объявление, предупреждавшее, что мы можем приветствовать Ким Чен Ира размахивая флажками КНДР, но ни в коем случае не должны высовываться из окон.
Одна девочка, услышав, что не следует высовываться из окон, устремилась к окну, явно в попытке узнать, почему нельзя высовываться. Её мать бросилась к ней и остановила её со словами: "стрелять будут".
Вскоре по встречному пути прошёл локомотив без вагонов. За ним, на расстоянии порядка нескольких сотен метров двигался поезд из нескольких вагонов. Спереди к локомотиву поезда прицеплена платформа. В середине поезда один вагон явно выделялся своим видом. За поездом на расстоянии нескольких сот метров двигался ещё один локомотив. Иначе говоря, к "нашему другу" никто ни в каком направлении не должен быть ближе, чем на несколько сот метров.
Вспомнилось из воспоминаний дочери Сталина Светланы. Жена Сталина Надежда Аллилуева уехала в Питер к родителям. Он звонит ей по телефону и спрашивает, вернётся ли она сама, или ему приехать за ней. "Я приеду сама, твой приезд слишком дорого обойдётся стране".
Когда я возвращался в Москву, всё повторилось. Опять мы ждали несколько часов, опять слышали предупреждения и по поезду ходили люди, внимательно осматривавшие каждое купе. Опять перед поездом и за поездом "великого вождя" шли отдельные локомотивы.
Как причины недовольства, так и само наличие недовольства некоторых групп населения в некоторой местности, в большой стране скрыть от большинства населения страны значительно легче.
Когда у правителя возникает выбор между качеством солдат и их надёжностью для сохранения власти, он (выбор) решается в зависимости от наличия или отсутствия обратной связи. Есть обратная связь, правительству приходится делать выбор в пользу качества, нет обратной связи - выбор, скорее всего будет противоположный.
Такой же выбор между профессиональными качествами и надёжностью (иначе говоря, преданностью) стоит и при выборе советников и чиновников. Есть обратная связь - выбор приходится делать в пользу профессионализма, нет обратной связи - выбор делается в пользу преданности.
Всё это можно обобщить иными словами. При наличии обратной связи идёт положительный отбор, при её отсутствии отбор становится отрицательным. При наличии обратной связи происходит повышение качества государственных институтов - армии (вообще, всех силовых структур от полиции до разведки), чиновничества (от высшего руководства до начальников всех уровней), при отсутствии, наоборот идёт понижение их качества.
Европейские государства времени их становления были во много раз меньше государств, существовавших в то же самое время в других частях света.
Всякому находящемуся у власти хочется её сохранить, и, следовательно, не хочется иметь обратную связь, которая мешает ему в этом.
Правители маленьких европейских государств и думать не могли держать "границы на замке", чтобы удерживать граждан внутри своих государств или феодов. Или скрывать от большинства своих подданных, что они делают в той или иной части страны. Поэтому в таких государствах процветала конкуренция не только экономическая, но и политическая. Иначе говоря, в таких государствах так или иначе устанавливалась обратная связь между правительством и обществом.
Эта закономерность прослеживается ещё с античности. Причём наличие обратной связи слабо зависело от политического устройства государства. Мелкие греческие государства- неважно были они демократические, аристократические или тираннические, но они, хотя и в разной мере, имели обратную связь между правительствами и обществом.
Можно вспомнить как греческие полисы-государства побеждали своего громадного соседа Персию. Сравним персидских воинов, которых гнали в бой кнутами, и греческих, идущих в бой без кнутов и заградительных отрядов. Или, например, 300 спартанцев, которые стояли насмерть, удерживая проход в горной гряде, для того, чтобы греческие полисы успели мобилизовать войска. Только после объединения Греции Александром Македонским, она была завоёвана Римом.
Конечно в демократических полисах обратная связь была сильнее, в результате чего культурная элита концентрировалась именно там. Так, о подвиге 300 спартанцев мы узнали не от спартанских историков.
Если вернуться к нашим реалиям, то вот, например, ещё один способ, каким могут и пользуются наши "естественные" монополии при отсутствии обратной связи.
Если бы вместо счётчиков горячей и холодной воды стояли счётчики тепла, то компании, поставляющие нам горячую воду, были бы заинтересованы в том, чтобы минимизировать потери тепла в трубах между теплоцентралью и нашими домами.
Более того, поставщику горячей воды выгодно снизить её температуру. Ведь в этом случае нам в своих смесителях приходится увеличивать долю "горячей" воды, чтобы поддерживать нужную нам температуру в ванне или при мытье посуды.
Иначе говоря, и названные выше потери тепла в трубах и снижение температуры "горячей" воды оборачиваются для нас фактическим повышением платы за горячую воду.
Можно сказать, что это ещё один налог, который мы платим за отсутствие обратной связи между обществом и властью.
На первый взгляд можно заметить пару исключений из правила, говорящего о зависимости обратной связи от размеров страны. Это США и КНДР (Северная Корея).
Соединённые Штаты не отстают от европейских государств, хотя это государство огромное. Дело в том, что США построены снизу вверх. Колонии, хотя и объединились в войне за независимость, но стали штатами, т.е. государствами и обретённую независимость решили не отдавать никому. Каждый штат имеет свои законы и своё правительство. Штаты только часть своих налогов и полномочий отдают федеральному правительству. Даже для столицы федерации штаты договорились выделить небольшую территорию (округ Колумбия), где и был построен город Вашингтон.
Правда, в истории США был момент, как теперь говорят, момент бифуркации, когда она (история) могла пойти совершенно другим путём.
И не зря столица страны называется Вашингтон. Вашингтон был любимцем страны, и страна вполне могла с ним согласиться, если бы он объявил себя королём, императором или диктатором.
Демократические убеждения Вашингтона способствовали тому, что страна пошла по пути, который привёл её к тому состоянию, которое мы наблюдаем.
Его с трудом удалось уговорить, чтобы он остался президентом на второй срок. Он решительно отказался продлить президентские полномочия на третий срок.
Самостоятельность штатов, проявляется, например, во время выборов президента США. Кандидат, победивший в данном штате, получает голоса всех выборщиков данного штата.
Другой пример соотношения полномочий между центром и регионами следующий. Вопрос о том, где должна проходить граница между часовыми поясами, решается даже не на уровне штатов, а на уровне округов.
Для сравнения, при освобождении России от "монгольского ига" её регионы не смогли сохранить самостоятельность. Дело в том, что ханам было удобнее собирать дань с единой страны. Они и объединили её, вырвав её, таким образом, из европейского контекста. Оказалось, что интересы великих московских князей и татарских ханов в этот момент совпали.
Другое исключение - КНДР, т.е. Северная Корея. Хотя это и маленькая страна, но важно, что большая часть её границ это береговая линия и границы с двумя великими державами. И только небольшая часть её границы - граница с той державой, с которой её подданные могли бы брать пример того, как надо жить. Таким образом, властям этой страны достаточно было укрепить лишь границу с Южной Кореей, чтобы удерживать своих подданных внутри страны.
Выше влияние размеров рассмотрено в расчёте на некоторую плотность населения. Уменьшение плотности населения страны противодействует правителю в его желании укрепить границу. Наличие же "естественных границ" способствует ему в этом. "Естественные" границы это границы по берегам морей или больших рек, границы по горным хребтам. Правителю, который хочет укрепить границы, естественно иметь желание достичь "естественных" границ. Когда кто-то говорит о желании "омыть сапоги" в каком-либо море, он выражает желание правителя иметь границы, которые легче укреплять.
А Россия мало того, что она слишком велика, большая часть её границ "естественные". Хотя с развалом предпоследней её ипостаси - СССР, Россия потеряла часть своих "естественных" границ, но и теперь её власти без труда могут концентрировать усилия как на охране границ, так и на охране своих секретов от большинства населения.
Как влияет отсутствие или наличие обратной связи, например, на распределение богатства страны, можно посмотреть, например, здесь, где можно увидеть, что 0.1% населения России владеют 60% богатства страны. Для сравнения, в США 1% населения владеет 50% богатства страны. Если взять только 100 самых богатых людей в России, по данным Форбс их совокупное достояние оценивается в 425,1 млрд американских долларов, в то время как все накопления россиян по данным издания газета .ру составляют немногим большую сумму, а именно, 508 млрд долларов.
Нас убеждали "раньше думай о родине, а потом о себе". "Жила бы страна родная и нету других забот". Для приучения нас к тому, чтобы мы "раньше думали о родине" не последнюю роль играет, например, адрес. Если во многих странах адрес письма или посылки начинается с имени получателя и заканчивается названием страны, то у нас наоборот. Адрес начинается с названия страны и заканчивается именем получателя.
Ещё один аспект, связанный с масштабом страны, следующий. Его проще всего показать на примерах. После смерти Ленина Троцкий, Зиновьев и Каменев не смогли договориться, кого из них объявить "первым среди равных".
Для заведования канцелярией был создан пост генерального секретаря. Помощника вождям по разным общим (генеральным) вопросам.
На этот вспомогательный пост был назначен Сталин, который по их общему мнению был серой посредственностью.
Вожди были уверены, что реальная власть останется у них. Если бы они договорились, кто из них первый среди равных, то ему и подчинялся бы генеральный секретарь.
Вожди не понимали, что отдав этой "серой посредственности" кадровые вопросы, они потенциально отдали ему громадную власть.
А он, надо отдать ему должное, это понял и начал действовать. Его гений проявился в понимании того, что он может, не советуясь в вождями, подбирать кадры, а кадры, как вскоре оказалось, "решают всё".
Для управления громадной страной нужна громадная команда, которую и подобрал себе Сталин. Когда тройка "вождей" начала понимать, что произошло, было поздно "кусать логти".
После смерти Сталина, как ни странно, ситуация повторилась. Выбрали самого посредственного - Хрущёва. Похоже, что Хрущёв не создал своей команды для управления страной. Он потерял власть, излишне понадеявшись на то, что его "соратники" не смогут договориться. Первая попытка его свергнуть привела, с одной стороны, к тому, что с политической арены были убраны все старые кадры вплоть до "примкнувшего к ним Шепилова". С другой стороны, Хрущёв совсем потерял бдительность, почему вторая попытка и оказалась успешной.
После Брежнева решили отдавать номинальную власть людям, "дышашим на ладан". Пришедший к власти после них Горбачёв, правил бы страной до своей смерти, но на этот раз померла сама система. Экономика страны не выдержала серии нелепых экспериментов над ней.
Есть ещё один аспект жизни страны, связанный с её масштабом. Это качество дорог. Сравним две страны равные по количеству населения, но имеющие разные размеры. Стране с большими размерами при том же качестве дорог придётся их иметь меньше на единицу территории, иметь дороги значительно более низкого качества или тратить на их строительство и поддержание большую долю своего ВВП. А пока мы имеем лишь низкое качество дорог.
Каково же будущее? Из-за отсутствия конкуренции в экономике отставание России будет усиливаться. В результате снижения уровня жизни нарастающее социальное напряжение, с одной стороны, повысит гражданскую активность населения и усилит стремление к самостоятельности релионов. С другой стороны, прогресс средств связи и информационных технологий будет действовать на понижение роли политической геометрии.
Будет уменьшаться время, необходимое для передачи неподконтрольных власти мнений и информации между отдельными жителями страны на всё большие и большие расстояния.
Интересно рассмотреть процесс смены каналов, по которым люди получают общественно значимую информацию. Первоначально это были мероприятия, на которых большие количества людей встречались непосредственно, такие как театральные представления, празднования и т.п.
Появление газет и журналов привело к тому, что общественно значимая информация стала передаваться неограниченному кругу лиц без их непосредственного контакта друг с другом.
Следующие этапы в этом процессе связаны с появлением телеграфа, телефона, радио и телевидения. Теперь, когда Интернет становится главным средством передачи информации, основная борьба за то, установится ли обратная связь между обществом и властью, переносится именно туда.
Как видно из предыдущего, одним из важнейших вопросов этой борьбы оказывается соотношение полномочий между центром и периферией.
Для того, чтобы наша страна зажила по человечески, требуется, чтобы вся сиcтема власти строилась снизу вверх. Не центр должен решать сколько каких ресурсов дать какому региону, а наоборот, регионы должны решать, какие ресурсы они готовы выделить на нужды центра, признанные ими необходимыми.
Настанет время, когда процесс смены каналов передачи значимой информации настолько понизит роль политической геометрии, что регионы действительно станут самостоятельными, а население превратится в граждан. Россия, очевидно, не близка ни к китайской, ни к индийской ни к мусульманской культурам, поэтому она, в конце концов, вольётся в семью европейских народов, к которым она ближе по менталитету. Ответ на вопрос, сколько времени потребуется для этого, выходит за рамки данной заметки.
На главную страницу