За гробом.
У меня возникла забавная мысль. Если я не ошибаюсь, для спасения в христианском смысле достаточно, если я перед смертью смогу убедить Христа своей молитвой, что верю в его Воскресение. В этом случае я на том свете встречусь со всеми моими близкими. Обойду стороной тот факт, что и мои близкие встретятся со своими. Что это будет за толпа аж до Евы и Адама.
Но вернусь к той внезапно возникшей мысли. Если Сталин, лёжа на "ближней даче" в своей моче, успел как следует помолиться, то он встретился со всеми теми своими соратниками, кого он целовал перед тем, как их арестовать.
Но теперь по порядку. Есть множество аргументов, в поддержку мнения, что всемогущество Бога и его любовь к справедливости несовместимы. Взять ли ряд таких омерзительных исторических личностей, как Сулла, Калигула, Нерон, Иван Грозный, Ленин, Сталин, Гитлер или помельче как Джек Потрошитель и Чикатило. Если Бог справедлив, то Он не всемогущ, или наоборот, если Он всемогущ, то ему нет дела до справедливости. Или, может быть, Он почил (как сказано в Ветхом Завете) и его не потревожить нашими молитвами.
В поддержку этого мнения добавим следуюшее. 1 ноября 1755 года, во время христианского праздника "день всех святых", произошло Лиссабонское замлетрясение. Погибли 90 тысяч жителей, погибла Португальская империя, одна из крупнейших империй того времени.
Как заметил уже в ХХ веке философ Теодор Адорно, лиссабонское землетрясение «излечило Вольтера от теодицизма Лейбница» и привело его к атеизму.
Гёте, которому тогда было шесть лет, вспоминал: «мальчик, слышавший, как все вокруг говорят об этом бедствии, был глубоко потрясен. Бог, создатель и охранитель Неба и Земли, Бог, которого считают всезнающим и милосердным, показал себя дурным отцом, ибо он одинаково покарал и праведных, и неправедных».
Но посмотрим с другой стороны. Как говорит один из братьев Карамазовых, "если Бога нет, то всё позволено". Значит Бога (или богов) следует выдумать. Вот и выдумали. И Ахура-Мазда, и Ра, и Будда Сакья-Муни, и Яхве, и Иисус Христос и Аллах. Каждого из них представляют нам в качестве единого Бога, сотворившего всю Вселенную и всё живое. Не многовато ли, чтобы признать кого-либо из них Единым Богом?
Итак, есть, с одной стороны, перечисленные персонажи, а с другой стороны есть, говоря языком Спинозы, субстанция или языком Гегеля абсолютный дух. Возникает вопрос, какое отношение имеют они (все эти персонажи, субстанция Спинозы или абсолютных дух Гегеля) ко множеству священных текстов, на написание которых они будто бы вдохновили тех, кто держал в руках инструмент для письма? Или такой вопроc. Неужели все эти жрецы (попы, пастыри, иерархи, имамы, вплоть до Папы, Патриарха или Муфтия) действительно являются посредниками между паствой (прихожанами) и Богом?
Если являются посредниками, то как они общаются с Богом? Не так, как с Богом общаются рядовые прихожане? Если не так, то как?
Но и это не всё. Те, кто признают таковым Аллаха делятся на несколько течений. Те, кто признают Христа, делятся на множество деноминаций и сект.
Зачем тогда наши молитвы? Может быть, затем, чтобы мы отдавали церкви часть своего имущества? Не за это ли имущество и идёт борьба среди сект, течений и деноминаций?
А теперь вернёмся к идее христианского спасения. Помер ли ты в младенчестве или дожил до 120 лет, всё равно твоя жизнь миг по сравнению с вечностью, что ждёт нас "за гробом". Вот там "за гробом" и ждут нас или "спасение" в качестве награды за "праведную жизнь" или "адские муки" в наказание за "наши грехи". Стоит лишь потерпеть.
Здесь есть одна загвоздка. Вечное блаженство не согласуется с картиной мира, что рисует нам физика или её раздел - космология. Вселенная не вечна. Можно, конечно, сказать, что несколько миллионов лет или несколько миллиардов, не столь это важно. Но как большевикам было важно, чтобы Вселенная была вечной, так и мне кажется, что это дело принципа. Разные религии в этом вопросе различаются. Если моя душа вечна, то, что она делала до моего рождения? Религия, в которой есть метампсихоз (переселение душ), отвечает на этот вопрос. Моя душа не бездельничала, пока меня не было. Она прожила множество жизней и не обязательно в человеческих телах.
Но в этом случае вечного блаженства, как и вечного наказания нет. Поскольку моя душа не записала в мою память воспоминания из своих прежних жизней, то этот вариант практически ничем не отличается от атеистического. Иначе говоря, жила моя душа до моего рождения и будет ли жить после, никак не связано с тем, как я живу теперь.
Другой интересный момент состоит в том, кто является посредником между нами - простыми смертными и Богом. Чем они отличаются от нас. А вот чем. Ведь подавляющее большинство прихожан плохо разбираются в священных книгах, а они в них как рыба в воде. Для того, чтобы усилить контраст, были приняты специальные меры. Так в католической церкви служба идёт на латыни, которую её прихожане в подавляющем своём большинстве не понимают, В православной церкви служба идёт на церковно-славянском с тем же результатом.
Какие меры приняты для этого в мусульманстве. Коран написан на арабском языке, который понимает большинство мусульман. Здесь использован очень интересный приём. Для того, чтобы простые смертные не могли и помыслить сравняться в знании Корана с теми, кто посвящает его изучению всю жизнь, его суры (фразы или стихи) расположены в книге следующим образом. Сначала идут фразы самые длинные, затем покороче и так далее, таким образом, что в конце книги идут фразы самые короткие. Таким образом, смысловую связь между сурами могут понимать лишь те, кто знает Коран чуть ли не наизусть.
Похоже, недавно выяснился ещё один казус со священными книгами. На этот раз с ветхим заветом. Известно, что многие ветхозаветные патриархи жили долго. Так, Мафусаил даже вошёл в поговорки со своим Мафусаиловым веком. Он прожил 969 лет. Теперь исследователи утверждают, что это ошибка переводчика. В оригинале был лунный месяц. Если это правда, то Мафусаил не дожил до 79 лет. 969 лунных месяцев это 78.3 года.
Представляется, что главный вопрос, верю ли я в то, что действительно имярек есть посредник между Высшим Существом и паствой, подменяется вопросом, верю ли я в существование Высшего Существа. Дескать, если я верю в существование Всеблагого Высшего Существа, то автоматически, само собой я должен верить в то, что поп или имам или иной посредник действительно общается с Ним, с тем Богом, в которого я верю.
На главную страницу